Проекты

Назад
ООО «Найди себя»
Вуз: Нижегородский институт управления - филиал РАНХиГС

Одной из наиболее актуальных для современных российских реалий проблемой является проблема трудоустройства современной российской молодежи. По данным исследования Росстата, направленного на выявление основных трудностей, с которыми сталкивается молодежь России по выпуску из вызов или ссузов, сегодня свои профессиональные возможности по полученной специальности реализуют не более 60 % выпускников профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования. Остальные вынуждены выбирать работу не связанную с полученной специальностью, либо обращаются в центры занятости. Важно отметить, что в современных условиях государственное распределение выпускников после окончания учебных заведений отсутствует. С одной стороны, это дает более широкие возможности для самореализации, поскольку молодой специалист сам выбирает свой дальнейший профессиональный путь. С другой стороны, человек должен самостоятельно прилагать усилия по поиску работы и трудоустройству в ситуации, когда количество вакансий ограничено, а желающих занять их значительно больше. Поэтому каждый выпускник среднего профессионального образования, устраиваясь на работу, сталкивается с определенными проблемами: 1.Нехватка рабочих мест по полученной специальности (например, выпускников юридических и экономических специальностей выпускается больше, чем технических); 2.Низкий уровень заработной платы (из-за отсутствия стажа работы); 3. Не соответствие профессиональной компетенции выпускников требованиям работодателей (низкий уровень знаний, умений и практических навыков); 4.Завышенные требования, предъявляемые работодателями при трудоустройстве. Гораздо серьезнее проблема трудоустройства, а также социализации и адаптации в современном российской социуме в целом касается воспитанников интернатных учреждений. Чем это обусловлено? Прежде всего, важно отметить, что воспитание детей-сирот в условиях государственных учреждений не обеспечивает их полноценного личностного развития и затрудняет процесс их социальной интеграции. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем в более длительной изоляции он находится в учреждении, тем сильнее выражены деформации по всем направлениях психического развития. У воспитанников сиротских учреждений не формируются собственные ценности, принципы и ориентиры, а следствием депривации потребности ребенка в родительской любви становится отсутствие у него чувства уверенности в себе. Более всего, многочисленные исследования отечественных психологов (И.В. Дубровина, Г.С. Красницкая, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.) показали, что лишение детей материнской заботы с последующей депривацией в сиротский учреждениях может отрицательно повлиять на социальное, психическое и физическое здоровье детей-сирот, всю структуру личности ребенка: на эмоциональную, поведенческую, интеллектуальную сферу. Здесь же важно указать, что, по данным Генпрокуратуры РФ, 40% выпускников детских домов становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40% совершают преступления. Часть ребят становится жертвами криминала, около 10% кончают жизнь самоубийством. И только 10-ти % удается наладить нормальную жизнь после выхода из детдома. Помимо психологов и государственных учреждений данную проблему изучают и ведущие российские высшие учебные заведения. Так, специалисты из Высшей школы экономики провели исследование адаптации выпускников детских домов, в ходе которого опросили более 50-ти экспертов, работающих с выпускниками детдомов, проанализировали образ детей-сирот в медиасфере, социальных сетях, изучили законодательную базу регионов и мнения сотрудников региональных администраций касательно положения детей-сирот и трудоустройства выпускников детдомов. Согласно исследованию, главные проблемы выпускников – неумение рационально планировать расходы, отсутствие опыта выбора и несения ответственности, несамостоятельность и иждивенческая позиция, привычка к гиперопеке. Процесс трудоустройства чаще всего осложнен отсутствием мотивации для поиска работы (следствие привычки к опеке), пассивной позицией при самом трудоустройстве, трудностями в поведении и общении (Кошелёв А.А., Макурина А.Е. Трудности социальной адаптации детей-сирот, как группы риска. 2017 г.). Выше приведенные данные только подчеркивают мысль о важности решения сложившейся проблемы, которая характерна как для России в целом, так и для её субъектов, в том числе, для Нижегородской области. В Нижегородской области сегодня функционируют 40 детских домов (по сайту life.rf), из них 6 в Нижнем Новгороде. Согласно данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области в 2019 г. в области было зарегистрировано 1150 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, из них 415 воспитывались в детских домах. В профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования обучалось 33 выпускника детских домов (т.е. около 8%). В Нижегородской области, как и в целом по России, только 8-10-ти % выпускников удается полностью включиться в общество и наладить нормальную жизнь. Судьба оставшихся 90% складывается весьма плачевно. Именно поэтому с этим ребром встает проблема помощи в социализации воспитанников и выпускников детских домов Нижегородской области. Такие дети нуждаются в психологической и бытовой адаптации. Очень важно, начиная с подросткового возраста, учить детей, во-первых, элементарным бытовым вещам, во-вторых, жизни в обществе, чтобы по выходе из детского дома они понимали как жить во взрослом, зачастую чуждом им мире. Одним из способ влияния на решение данной проблемы может являться создание Общества с ограниченной ответственностью «Найди себя», функционирование которого основано на предоставлении воспитанникам интернатных учреждений возможности подготовиться к самостоятельной жизни, обучиться бытовым вещам, найти себя как личности в целом и в профессиональной сфере, в частности, посредством целенаправленной плотной работы привлекаемых специалистов-наставников и использования уникальных современных методик по адаптации их к самостоятельности. Отдельно стоит привести один из центральных методов социализации воспитанников интернатных учреждений в рамках Проекта - «тренировочная квартира». Программа включает два направления: наставничество, которым занимаются волонтеры, и проект «Квартира», который обеспечивает временное проживание воспитанников. В такой квартире будут проживать 5 ребят под присмотром социальных работников. После проживания в квартире молодые люди начинают понимать, как жить самостоятельно и обеспечить свою жизнедеятельность своими силами. Наряду с этим, идея создания такового юридического лица заключается и в организации уникальных платных онлайн-курсов по профориентации и саморазвитии от привлеченных специалистов России для обучающихся общеобразовательных учреждений всей страны (14-18 лет). Важно подчеркнуть, что вырученные таким образом средства пойдут на усовершенствование планомерной работы с воспитанниками интернатных учреждений Нижегородской области.