• О конкурсе

    Всероссийский конкурс научных студенческих статей «Социальное предпринимательство глазами студентов» проводится с целью популяризации социального предпринимательства в студенческой среде совместно с Фондом региональных социальных программ "Наше будущее" и формирования сообщества социально ответственных и активных студентов, разделяющих цели социального предпринимательства и создающих социально-предпринимательские проекты. По правилам Конкурса участниками могут быть студенты среднего профессионального образования и вузов любой формы и уровня обучения: бакалавры и магистранты.
    Под социальным предпринимательством понимается новаторская деятельность, изначально направленная на решение или смягчение социальных проблем общества на условиях самоокупаемости и устойчивости. С критериями социального предпринимательства можно ознакомиться на сайте Фонда «Наше будущее».
    Один студент имеет право подать на Конкурс не более трех статей (для каждой статьи необходимо создать отдельный пользовательский кабинет).

  • Как и когда пройдет конкурс

    Этап I: Подача заявки и конкурсных работ

    • До 25 сентября 2019 г. вы заполняете регистрационную форму и прикладываете к заявке два документа: готовую научную статью и согласие на обработку персональных данных.

    Этап II: Внутренний аудит статей

    • Осуществляется Оргкомитетом Конкурса; в ходе внутреннего аудита определяется соответствие работы цели и задачам Конкурса, соответствие статей техническим требованиям, проверка на антиплагиат. По результатам внутреннего аудита осуществляется допуск статей к следующему конкурсному этапу.

    Этап III: Заочная экспертиза конкурсных работ

    • Каждая работа проверяется и оценивается тремя экспертами; по результатам заочной экспертизы определяются финалисты Конкурса – участники очного этапа.

    Этап IV: Очная конференция

    • Защита конкурсных работ финалистов Конкурса в г. Москва (ноябрь 2019 г.); по результатам финальных мероприятий определяются победители Конкурса: 3 студента – I место, 5 студентов – II место, 7 студентов – III место.
  • Награждение победителей Конкурса

    • Денежные вознаграждения, памятные призы и публикации в сборнике (РИНЦ).
      • 50 000 рублей - 1 место (3 студента).
      • 20 000 рублей - 2 место (5 студентов).
      • 10 000 рублей - 3 место (7 студентов).
    • Лучшие статьи (30 статей) будут опубликованы в Сборнике научных трудов «Социальное предпринимательство глазами студентов», включенном в РИНЦ (Российский индекс научного цитирования).
    • Победители и призеры Конкурса получат памятные призы.

    Результаты предыдущих лет

    Сборник студенческих статей. Часть 1.

    Сборник студенческих статей. Часть 2.

  • Подготовка конкурсной работы

    Структура конкурсной работы

    • Название статьи, информация об авторе / авторах (ФИО, курс, вуз).
    • Аннотация (на русском и английском языках).
    • Ключевые слова (5-10 слов, на русском и английском языках).
    • Основной текст статьи:
      • Постановка проблемы, описание ее актуальности (не более 20% от объема работы).
      • Анализ существующих подходов к ее решению.
      • Выводы и рекомендации.
    • Библиографический список.

    Требования к конкурсной работе

    • На Конкурс предоставляются не опубликованные ранее научные статьи, написанные одним автором. Соавторство не допускается.
    • Конкурсные работы должны соответствовать следующим требованиям:
      • Соответствовать тематике Конкурса – раскрываемая тема должна лежать в плоскости социального предпринимательства.
      • Иметь оригинальный подход к решению поставленных проблем, содержать новые знания, иметь теоретическую и практическую ценность.
      • Демонстрировать понимание сущности социального предпринимательства, грамотное использование основной терминологии и существующей нормативно-правовой базы.
      • Содержать ссылки на научные статьи и иные информационные источники.
      • Включать в себя эмпирический анализ конкретных ситуаций: реальные социально-предпринимательские кейсы, описание существующей инфраструктуры поддержки, примеры государственного регулирования в выбранном тематическом направлении.
      • Включать в себя рекомендации по решению проблемы, обозначенной в работе.
      • Соответствовать формальным требованиям к содержанию научных работ: 60% оригинальности текста (проверка на антиплагиат).
      • Желательно, содержать графические объекты.
    • Работы, не соответствующие требованиям, приведенным в п.1 и п.2 до экспертизы допускаться не будут.

    Технические требования к конкурсной работе

    • Научная статья должна быть представлена на Конкурс в электронном виде и загружена в личный кабинет участника Конкурса на официальной странице Конкурса.
    • Объем работы должен быть не менее 4 страниц и не должен превышать 12 машинописных страниц.
    • Оформление статьи:
      • Межстрочный интервал: полуторный.
      • Шрифт: Times New Roman Cyr.
      • Размер основного шрифта (кегль): 14 пт.
      • Выравнивание: по ширине.
      • Табуляция: 1,25 см.
    • Графические материалы (таблицы, рисунки) предоставляются в цветном или черно-белом виде, в Word или Excel; должны содержать ссылку на источник их получения или источник заимствования.
    • Библиографический список.
    • Скачать пример оформления статьи.

    Тематики конкурсной работы

    • Анализ существующей социальной проблемы в регионе в рамках одной из сфер:
      • Здравоохранение и здоровьесберегающее технологии, в том числе телемедицина.
      • Образование, в том числе для людей с ОВЗ и иных социально незащищенных категорий.
      • Спорт и здоровый образ жизни.
      • Сохранение и развитие культурного наследия региона и страны.
      • Снижение нагрузки на окружающую среду, вторичное использование отходов.
      • Социальный туризм.
      • Трудоустройство и социализация людей с инвалидностью, выпускников детских домов, пенсионеров, многодетных матерей.

    Предложения по эффективному решению проблемы в рамках одной из выбранных сфер на примере существующих проектов социального предпринимательства или описание своего решения.

    • Обзор существующего законодательства в выбранной сфере (см. предыдущую тему). Например, в сфере экологии (обращения с отходами): обзор, механизм работы, нюансы, возможные сложности, ожидаемый результат от конкретных программ, текущая ситуация в масштабах региона или страны.
    • Анализ законопроектов, оказывающих положительное и отрицательное влияние на социальное предпринимательство, предложения по совершенствованию законодательства.
    • Исследование существующих социальных предприятий региона: обзор по сферам деятельности, организационно-правовым формам, социальной эффективности, финансовой результативности, доле рынка на местном уровне и другим аспектам деятельности.
    • Обзор региональных практик работы социальных предприятий по 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации». Рекомендации по необходимым изменениям в федеральном и региональном законодательстве для повышения его эффективности.
    • Анализ бизнес-модели успешного зарубежного социального предприятия, ключевые факторы успеха данной модели. Предложения по применению данной модели для решения социальных проблем в России.
    • Анализ лучших мировых практик государственной поддержки социального предпринимательства (социальные облигации, концессии, налоговые или иные льготы), предложения по внедрению мирового опыта в России. Допускается подробное рассмотрение одной практики.
    • Лучшие мировые практики по нефинансовой поддержке социального предпринимательства (акселерация, инкубирование, менторство, краудсорсинг и т.д.); предложения по использованию данных инструментов в России в целом или в конкретном регионе. Допускается подробное рассмотрение одного инструмента.
    • Лучшие мировые практики по финансовой поддержке социального предпринимательства и предложения по использованию данных инструментов в России или в регионе (green bond, займы, кредиты, краудфандинг и т.д.).
    • Финансовая поддержка социального предпринимательства в России: обзор существующих практик. Предложения по оптимизации или модернизации существующих инструментов.
    • Impact-инвестинг: опыт зарубежных стран или существующие российские практики. Предложения по внедрению мирового опыта в России.
    • Основные факторы, влияющие на возможность социального предприятия привлечь инвестиции. Разбор успешных и неуспешных кейсов по привлечению инвестиций на социально-предпринимательский проект.
    • Ключевые факторы успеха создания устойчивых социальных предприятий в рамках выбранной сферы деятельности (на примере конкретного социального предприятия).
    • Оценка социального эффекта от деятельности социального предприятия. Сравнение существующих методик оценки и предложения по их совершенствованию (анализ должен содержать пример оценки социальных эффектов как минимум одного социального предприятия).
    • Описание инфраструктуры поддержки социального предпринимательства в конкретном регионе. Предложения по её оптимизации.
    • Описание региональных практик по государственно-частному партнерству, в котором участвуют социальные предприятия.
    • Роль социально предпринимательской деятельности в России или других странах мирах.
    • Социальные предприниматели будущего: каких изменений следует ожидать в этой сфере. Новые востребованные ниши для социальных предпринимателей с примерами существующих или возможных для реализации проектов.

    Участник Конкурса может предложить свою тему, лежащую в плоскости социального предпринимательства, предварительно согласовав ее с Оргкомитетом Конкурса. Работа по несогласованной с организаторами теме до экспертизы допускаться не будет.

  • Фонд «Наше будущее»

    Фонд Наше Будущее

    Создан в 2007 году по инициативе крупного бизнесмена Вагита Алекперова с целью развития социального предпринимательства на территории России. Фонд ведет работу по поиску наиболее перспективных инновационных идей и проектов, их эффективной реализации на практике. За 11 лет в рамках Всероссийского конкурса «Социальный предприниматель» Фондом поддержаны:

    • 234 проекта.
    • 56 региона.
    • 601,3 миллионов рублей - сумма поддержки.

    Финансирование выделяется в виде беспроцентных целевых займов. В 2014 году Фондом запущена Лаборатория социального предпринимательства, которая внедряет различные формы обучения социальному бизнесу, включая вебинары, тематические курсы и программы дополнительного образования.

  • Контактная информация Оргкомитета Конкурса:
  • Библиотека Конкурса

    Книги на русском

    1. Мухаммад Юнус, Алан Жоли. «Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма». – М.: Альпина Паблишер, 2009.
    2. Московская А. А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования / отв. ред. А. А. Московская; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2011.
    3. Дарден-Филлипс Крейг. «Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству». — М.: Альпина Паблишер, 2013.
    4. Кикал Джилл, Лайонс Томас. «Социальное предпринимательство. Миссия — сделать мир лучше». — М.: Альпина Паблишер, 2014.
    5. Борнштейн Дэвид. «Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей». — М.: Альпина Паблишер, 2015.
    6. Н.И. Сидоров. «Социальное предпринимательство и предпринимательство в социальной сфере (теория и практика)». — М.: Издательский дом ФГБОУВПО «ГУУ», 2015.
    7. Лестер Саламон. «Финансовый рычаг добра. Новые горизонты благотворительности и социального инвестирования». — М.: Альпина Паблишер, 2016.
    8. В.Л. Вайнер. «Международный опыт поддержки социального предпринимательства. Документы и кейсы Республики Корея для развития социального предпринимательства в России». — М.: Издательство Олега Пахмутова, 2016.
    9. Зверева Н. «Создание успешного социального предприятия». – М.: Фонд региональных социальных программ "Наше будущее", 2017. // http://lab-sp.ru/events/metodichka/
    10. Э. Багг-Левин и Дж. Эмерсон. «Социально-преобразующие инвестиции. Как мы меняем мир и зарабатываем деньги». — М.: Политическая энциклопедия, 2017.
    11. Н.Ю. Гладких, М.Г. Гульбекян, В.Л. Вайнер, Е.И. Фролова. «Образ социального предпринимателя — Россия и Казахстан. Взгляд SAP». Астана, 2017.
    12. В. Вайнер, Д. Большакова, М. Гульбекян. «Социальное предпринимательство России», каталог 2015 – 2018. // http://soindex.ru/

    Статьи, исследования

    1. Сборник лучших социальных практик. Часть 1. – Омск: Омская региональная общественная организация «Центр инноваций социальной сферы», 2015. – 294 с.
    2. Бюллетень "Мир социального предпринимательства" // https://socentr.hse.ru/issue
    3. Социальное предпринимательство. Business guide. Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ». 29 июля 2016. № 136.
    4. Социальный бизнес. Специальный выпуск журнала «Эксперт». 23-29 июня 2014. № 26.
    5. Портрет социального предпринимателя: ключевые характеристики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zircon.ru/upload/iblock/e4e/Portret_SP_Otchet.pdf
    6. Лебедева И.С. «Концепция социального предпринимательства в контексте современной российской действительности». Вестник Томского государственного университета. 2011. № 344. С. 62-64.
    7. Захарченко О. А. От благотворительности к социальному предпринимательству / О. А. Захарченко // Вестник Иркутского Государственного Технического Университета. - 2012. - № 3. - С. 296-298.
    8. Минаев А.В. «Инвестиционная оценка проектов социального предпринимательства». Управление инновациями: теория, методология, практика. 2012. № 2. С. 175-180.
    9. Гришина Я.С. «Некоторые аспекты зарубежного опыта государственного управления социальным предпринимательством». Право. Законодательство. Личность. 2012. № 2 (15). С. 77-83.
    10. Сагинова О.В., «К вопросу определения понятия социального предпринимательства». Сагинов Ю.Л. Российское предпринимательство. 2012. № 6. С. 47-54.
    11. Бабаев К. М. Социальные аспекты предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений / К. М. Бабаев // Экономические науки. - 2013. - № 9. - С. 119-122.
    12. Власов Е. Социальное предпринимательство: эволюция взглядов и подходов / Е. Власов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2013. - № 3. - С. 129-131.
    13. Калугина Т. Феномен социального предпринимательства и региональное развитие / Т. Калугина // Власть. - 2013. - № 10. - С. 32-35.
    14. Арай Ю. Н. Социальное предпринимательство в начале XXI века: основные понятия и страновые особенности / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. — 2013. — Т. 11. — № 1. — С. 111–130.
    15. Миргалеева И., Жилина Н., Власов Е. «Бизнес-модель регионального центра по поддержке и сопровождению социального предпринимательства». РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2013. № 3. С. 196-201.
    16. Мышинская А.С. «О проблеме определения понятия социального предприятия». Журнал правовых и экономических исследований. 2013. № 3. С. 168-170.
    17. Благов Ю. Е. Образовательные программы в области социального предпринимательства: мировой опыт и российские особенности / Ю. Е. Благов, Ю. Н. Арай // Вестник С.-Петерб ун-та. Сер. «Менеджмент». 2014. — Вып. 3. — С. 177–197.
    18. Бондаренко Е.Б. «Вопросы развития социального предпринимательства в России». Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2014. № 27. С. 176-180.
    19. Полтавская М. Б. Развитие социального предпринимательства в России: проблемы определения и основные характеристики // Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. С.48-56.
    20. Лылова О.В. «Особенности формирования социального предпринимательства в России». Теоретические и прикладные аспекты современной науки. 2014. № 2-1. С. 199-202.
    21. Сафаров С.М. Основы социального предпринимательства. – Иваново: Издательство «Роща», 2014. – 295 с.
    22. Позднякова, С.В. Краудфандинг в социальном предпринимательстве / С.В. Позднякова // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2015. № 4. С. 207.
    23. Сборники по результатам реализации проектов за 2015-17 гг. - http://raise.ranepa.ru/sborniki
    24. Сборник "Социально-ориентированная проектная деятельность" - https://goo.gl/D1fDU5

    Материалы на английском

    1. Brooks, A. C. (2008). Social entrepreneurship: A modern approach to social value creation. Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall.
    2. Nicholls, A. (Ed.) (2008). Social Entrepreneurship: New models of sustainable social change. New York: Oxford University Press.
    3. Bornstein, D., & Davis, S. (2010). Social Entrepreneurship: What everyone needs to know. New York: Oxford University Press.
    4. Blake Mycoskie. (2011). Start Something That Matters (Anglais) Relié.
    5. David Peter Stroh (2015). Systems Thinking for Social Change. A Practical Guide to Solving Complex Problems, Avoiding Unintended Consequences, and Achieving Lasting Results. Chelsea Green Publishing.

    Полезные ссылки

    1. Положение о Конкурсе
    2. Образец структуры конкурсной работы
    3. Образец списка литературы
    4. Методическое пособие
    5. Проект Raise
    6. Портал «Новый бизнес социальное предпринимательство»
    7. Канал YouTube Лаборатории социального предпринимательства